Память считается одной из главных основ в обучении. Следовательно, продуктивность обучения связывают с полнотой усвоения знаний, длительностью их сохранения и готовностью к использованию в практической деятельности.
Запоминание – это процесс памяти, который обеспечивает приём, отбор и фиксацию информации. Полнота и осмысленность запоминания отражают продуктивность полученных знаний. Помнить — это значит успешно справиться с тремя задачами: усвоением, сохранением и повторным извлечением информации. Не помнить — значит не справиться с одной из этих задач. В зависимости от цели, сферы деятельности и желания человека закреплять и сохранять материал, запоминание может быть произвольным и непроизвольным (подробнее).
В ходе различных экспериментов (О.О. Смирнова и др.) обнаружили несколько основных условий, которые определяют высокую эффективность вышеупомянутых типов запоминания. Это интерес, активная деятельность индивида с объектами и его эмоциональный фон при этом, мотивация и цели в приобретении новых умений и их дальнейшего использования.
Целенаправленное запоминание можно разделить на две группы: логическое – это группирование материала по значению и содержанию; классификация и систематизация информации; и мнемоническое – внесение в материал искусственных связей.
Одним из важных логических приёмов (первая группа) является составление плана информации, которую нужно запомнить. Это существенно помогает сократить количество единиц, но не уменьшает объём материала. А также содержание приобретает чёткие и упорядоченные формы, и таким образом, оно легче усваивается.
Вторая группа произвольного запоминания подразумевает собой мнемотехники, т.е. это приёмы, облегчающие запомнить информацию. Например, путём образования ассоциаций (созвучные слова и т.п.), ритмизации (рифма), использования визуального (поиск образов), аудиального и кинестетического представлений в памяти.
Эффективность запоминания также зависит от повторения. Очень хорошо помогает понять и осознать изучаемые факты пересказ своими словами кому-то или самому себе.
При изучении английского слова требуется не только понять его значение и перевод, а также правописание и произношение, что и требует использования произвольного процесса для хорошего результата.
Облегчить запоминание английской лексики может применение объединения слов по теме, содержанию, по звуковому сходству; использование ассоциаций и т.п. Но стоит помнить, что данные объединения слов могут, как помочь, так и навредить, т.е. запутать ещё больше, всё индивидуально (подробнее о способах изучения английских слов можно прочесть в отдельной статье).
В зависимости от степени понимания материала запоминание бывает механическим – осуществляется без понятия сути и логики, и осмысленным – основывается на образовании связей, которые отображают отношения между объектами.
Не стоит путать разучивание, которое проделывается с целью сохранения прочных знаний с последующим использованием, и зазубривание, которое происходит с целью сдать, т.е. делается не для себя, а для кого-то или чего-то.
Следовательно, если материал зазубривается за несколько часов или дней до его изложения, то забывание наступит сразу после воспроизведения. Экзамен, например, сдал и забыл.
А вот, если ваша память упражняется каждый день на протяжении всего срока обучения, дозировано и в своё время получает материал, который подвергается последующему обсуждению, т.е. повторению, что образует систему, вступая в связь с другими сторонами нашего интеллекта. В результате чего, мы приобретаем прочные знания на более длительный срок (в зависимости от частоты применения полученных навыков).
В завершении хочется подчеркнуть, если вы осознанно решили овладеть какими бы то ни было знаниями, не скапливайте на потом, то, что нужно делать день за днём и будет вам счастье. Знания должны поступать непрерывно и равномерно с последующим повторением (особенно при изучении иностранной лексики) в течение всего курса обучения.