Память – это психический процесс и вид умственной деятельности, который отображает опыт человека путём запоминания, сохранения и последующего воспроизведения. Память индивида реализуется за счёт многоуровневых механизмов, а именно: психологического, физиологического и химического. Все эти три уровня необходимы для её нормального функционирования.
Часто, когда люди забывают, говорят, что они без памяти (нет у них её). Вряд ли, это обоснованное оправдание. Будьте осторожны в данном высказывании! Поскольку, без данного процесса психики невозможна умственная деятельность и вообще, способность полноценно жить. «Человек, лишённый памяти, постоянно пребывал бы в состоянии новорожденного» И. М. Сеченов. К тому же, если принять во внимание тот факт, который неоднократно доказан психологами, что мысль материализуется, то, представьте, к чему может привести подобная характеристика себя. Конечно, превратиться в младенца у вас вряд ли получиться, но нарушения и ухудшения умственной деятельности есть вероятность приобрести.
Из выше изложенного следует, что память есть у каждого человека, другой вопрос какая и насколько сильной является ваша мотивация к запоминанию. В зависимости от содержания материала память разделяют на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.
Двигательная память – это запоминание и воспроизведение человеком своих движений, она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков. Наличие такого вида проявляется в физической ловкости человека.
Эмоциональная память сохраняет переживания и чувства, вызванные действиями прошлого. Если при воспоминании чего-либо пережитого вы способны краснеть и т.п., то у вас есть способность к запоминанию вещей, основанных на эмоциях. Исследования показывают, что при позитивном эмоциональном отношении, запоминание 100%, при негативном – чуть больше половины и самый низкий процент запоминания при равнодушном состоянии.
Образная память – запоминание образов, представление предметов, явлений и их свойств. Она делится на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую. Этот вид характерен для художников, музыкантов, а также для детей дошкольного и школьного возраста.
Словесно-логическая память – это понятия, суждения, умозаключения, которые отображают предметы и явления в их связях и отношениях, в общих свойствах. Этот тип формируется на основе образной памяти. Он играет основную роль в усвоении знаний в процессе обучения. Характерными особенностями являются точность воспроизведения и достаточная зависимость от воли. Точность словесного воспроизведения зависит не только от повторения, но и от объёма. Чем компактнее материал, тем меньше ошибок в изложении. Так как мысли воплощаются в языковую форму, то пересказ полученной информации будет либо смысловой, где материал подвергается смысловой обработке, либо буквальный, где происходит просто заучивание. Так, дети учат наизусть легче, чем взрослые. Тогда как взрослые, имеют преимущество перед детьми в запоминании основной идеи. Это происходит по тем причинам, что при запоминании смысла, выделяется то, что является более значимым, а это зависит от понимания материала. В свою очередь, детям гораздо легче запомнить детали, чем суть.
Виды памяти разделяют по характеру целей деятельности на непроизвольную и произвольную. Это два последовательные этапы развития памяти. Непроизвольная память является генетически первым видом, без особых усилий она пополняет наш жизненный опыт. Произвольная даёт человеку возможность управления своей памятью.
Непроизвольная память осуществляется без цели и усилий запомнить что-либо. Она работает тогда, когда, например, человек пытается понять материал и через определённый промежуток времени он запоминается.
Произвольная память требует чётко поставленной цели, её главным инструментом является язык. Человек использует слово как самоинструкцию для запоминания и изложения.
По продолжительности сохранения материала, память делится на кратковременную, долговременную и сенсорную.
Сенсорная память фиксирует и сохраняет информацию во внутренних каналах уха, сетчатке глаза, в окончаниях кожного, носового, вкусового нервов. Её также называют сверх кратковременной. Благодаря ей человек может распознавать образы ещё в процессе их формирования.
Кратковременная память характерна быстрым запоминанием информации, её воспроизведением и недлительным сохранением. Новая информация может поступать в систему только через сенсорную память. Для сохранения она должна перейти в краткосрочную, где происходит осознание и обработка информации и только потом – в долгосрочную, которая и является базой константных знаний.
Американский учёный Дж. Миллер доказал, что объём кратковременной памяти ограничен. Он вывел формулу, которая показывает, что в среднем, данный вид может сохранять сем элементов. Но, человек способен увеличить количество элементов путём их перекодировки в новые структурные элементы, за счёт группирования, систематизации, обобщения в единый образ. Важный момент в данном исследовании – это проговаривание и повторение, что, на самом деле, очень существенно не только в находке Миллера, но и вообще для запоминания и хранения информации. Также следует помнить, что механическое заучивание материала приводит к забыванию. А вот, если информация осмысленная и поддерживается соответственными действиями для запоминания, то она переходит в долгосрочную память.
Долгосрочная память обеспечивает длительное хранение информации и последующее её использование в деятельности. Это самый сложный вид. Она делится на два типа: первый – с осознанным доступом; второй – с закрытым доступом, т.е. только под гипнозом можно добраться к определённой информации. Хотя и существует такое понятие как феноменальная память, когда информация отображается после длительного хранения (десятки лет).
Из вышесказанного следует, что запоминание при работе любого вида памяти, зависит от содержания, связи материала с мотивами, целью и условиями деятельности того, что запоминается и излагается.